11.11.2006 года: «Барьеры в инвестиционной деятельности и пути их снижения»
«Барьеры
в инвестиционной деятельности и пути их снижения»
Тезисы выступления на секции III Международной научно-практической конференции
«Инвестиции, инновации, экспорт» (секция «Малый и средний бизнес как сфера для
инвестиций»), 09.11.2006, г.Могилев
Малый бизнес
в переходной экономике.
Опыт стран с переходной экономикой показывает, что
уровень и темпы экономического развития зависят от инвестиционной активности. Однако
объемы капитальных
вложений не всегда играют определяющую роль. Другим фактором, позволяющим
задействовать движущие силы экономического роста, является деловая среда для развития
малого бизнеса. Поэтому во многих странах развитие малого частного предпринимательства
стало смыслом и содержанием экономических реформ. Причем на начальном этапе
малые предприятия выступали в качестве своеобразного «катализатора» инвестиций и
государственного сектора, поддерживая его через аренду помещений, приобретение
изношенного, но еще жизнеспособного оборудования и инвентаря, вовлечение в
хозяйственный оборот всех пригодных материалов, в т.ч. и отходов.
Частные фирмы нередко становились подрядчиками более крупных
предприятий, обеспечивая их комплектующими и деталями, выполняя для заказчиков
опытно-конструкторские
работы и отдельные технологические операции. Гибкие, маневренные, чутко реагирующие
на спрос малые предприятия, обладающие низкой капиталоемкостью и высокой
производительностью (по данным Всемирного банка малый бизнес по производительности
труда в 3-6 раз превосходит крупные государственные предприятия), осваивали те
экономические ниши, которые были недоступны крупным производителям. Создание
малых предприятий позволяет не только ускорить технический прогресс, но и
осуществлять диверсификацию капитала, направляя его в наиболее эффективные
сектора экономики.
Таким образом, малые предприятия выступают не только в качестве привлекательного
объекта привлечения инвестиций, но и важнейшим фактором повышения эффективности
самих инвестиций. И не случайно в развитых странах основу эффективной экономики
составляют малые и средние предприятия. Их доля в объеме ВВП составляет не менее половины, а
в доле занятых еще больше.
Малый бизнес в
Беларуси.
В Беларуси уровень развития малого предпринимательства существенно ниже
не только, чем в развитых, но и чем во всех соседних странах. По данным
Минстата на конец 2005 г. количество малых предприятий составляло 33094 (рост
по сравнению с 2004 г. – 100,8%) с численностью работающих 404,6 тыс. человек
(рост 102%). Численность индивидуальных предпринимателей составляет 177,9 тыс. человек
(по сравнению с 2004 г. снижение 3,2%). Таким образом, количество малых
предприятий на 1000 жителей составило 3,3, удельный вес работающих в общей
численности занятых – около 10,2%, а доля малых предприятий в объеме ВВП чуть
превышает 8% (8,1%).
В территориальном разрезе количество малых предприятий характеризуется
по итогам 2005 г. такими данными: 50,1% общего числа приходится на г. Минск, 11,5%
- Минская область, 8,5% – Гомельская, 8,2% – Витебская, 7,3% - Брестская, 6,6%
- Гродненская. В Могилевской области на начало т. г. действовало 2563
предприятия, или 7,8% общего числа. По сравнению с 2000 г. их число увеличилось
на 110,4%. Это самый высокий прирост.
Особенностью малого бизнеса Беларуси является и то, что в 2005 г.
наибольшее число предприятий работало в торговле и общественном питании – 41,2%
от общего числа (в 2000 г. было 42,7%), в сфере промышленного производства –
23,5% (было 20,8%), в строительстве – 12,3% (было 11,5%), на транспорте – 5,5%
(было 5,6%), в сельском хозяйстве – 1% (было 1,1%). То есть большинство малых
предприятий функционирует в, так называемом, нематериальном производстве.
Барьеры в инвестиционной деятельности.
Инвестиционный климат страны определяется, прежде всего, на уровне
республиканских органов и это естественно, поскольку территория Республики
Беларусь является единым экономическим пространством. Как неоднократно уже
отмечалось, в принципе инвестиционное законодательство в Беларуси, особенно
если иметь ввиду Инвестиционный кодекс, довольно прогрессивно и может способствовать
привлечению в экономику страны инвестиций, в том числе иностранных.
Вместе с тем, как неоднократно отмечали представители нашей организации,
инвестиционный климат определяется не только инвестиционным законодательством в
узком смысле, но и всем массивом законодательства, регулирующего
законодательную деятельность, а также в значительной мере зависит от
правоприменительной практики. И здесь мы видим ряд проблем, о которых всем
хорошо известно.
Неблагоприятная среда для развития бизнеса является основной причиной
низких показателей создания и роста малых предприятий. Непомерное количество
нормативных требований, постоянное регулирование вопросов частного бизнеса
государственными органами, неравные условия хозяйствования являются причинами
сложившейся ситуации.
Среди проблем, с которыми чаще всего сталкиваются предприниматели,
являются (в порядке ранжирования): множественность налогов (сложность налоговой
системы), нестабильность законодательства, высокие ставки налогов,
многочисленность проверок контролирующих органов, регулирование цен, сложности
в получении лицензий и кредитов. Среди проблем, решение которых могло бы дать
наибольший толчок развитию бизнеса, были отмечены: налоговая реформа,
стабильность законодательства, равные условия хозяйствования частных и
государственных предприятий, снижение барьеров входа на рынок, т.е.
либерализация экономики.
Пути снижения
барьеров.
Как показывают опросы для ускорения развития частного бизнеса, по
мнению большинства, органы власти должны: снизить налоговое бремя (так считают
80,4% опрошенных), улучшить законодательство по малому бизнесу (52,4%),
упростить регистрацию, лицензирование и другие процедуры, контролирующие вход
на рынок (40,7%), развить систему финансовой поддержки малого
предпринимательства (38,6%), защитить предпринимательство от произвола со
стороны контролирующих органов.
В сентябре т. г. Правительство РБ утвердило Комплекс мероприятий по
достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства
на период до 2010 года, утвержденных Указом Президента РБ от 12 июня 2006 г. №
384 «Об утверждении Программы социально-экономического развития РБ на 2006 –
2010 годы». Ставится задача доведения доли малого и среднего
предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от
реализации товаров и услуг, до 30% (в 2005 г. было 7,6%), количество
юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства – до 44 – 46
тыс., численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства,
включая численность индивидуальных предпринимателей, - до 23 – 25% от общей
численности экономически активного населения (в 2005 г. было 14,7%).
Предусмотрено осуществить ряд организационных мер, в том числе
разработка региональных программ социально-экономического развития, с включением
в них разделов по развитию малого и среднего предпринимательства;
совершенствование нормативно-правовой базы, упрощение системы налогообложения
для субъектов малого предпринимательства, совершенствование имущественной
поддержки, развитие производственной кооперации и т. д. Хотя этот Комплекс не
исчерпывает все проблемы и у нас были предложения по его дополнению, однако реализация
этого Комплекса мер, хотя бы на 50%, позволила бы существенно улучшить деловой
климат и продвинуть развитие предпринимательства в нашей стране. И на это
приходится надеяться и за это надо бороться.
Но это не означает, что все проблемы снижения барьеров и привлечения
инвестиций решаются именно на республиканском уровне. Полагаю, это может быть
подтверждено хотя бы неравномерностью развития разных регионов страны. Конечно,
здесь также есть проблемы объективного характера, например географическое
положение, природные и интеллектуальные, людские ресурсы и некоторые другие.
Однако не на последнее место нужно ставить роль местных органов власти,
коммерческих и общественных организаций, от деятельности которых во многом
зависит творческая инициатива и, что очень важно, практика правоприменения в
отношении нормативных актов центральных органов. Возьмем, к примеру, одну узкую
проблему – государственная регистрация предпринимательских структур. Казалось
бы, процедура единая, определена Декретом Президента, однако, как показывают
исследования деловой среды в Беларуси, продолжительность и стоимость этой
процедуры в различных областях Беларуси значительно различаются. То же самое мы
наблюдаем и в отношении других разрешительных процедур и даже в отношении
проверок различных государственных органов.
На наш взгляд, возможности местных органов по привлечению инвестиций
можно условно разделить на несколько групп: 1) законодательные возможности; 2)
организационно-технические возможности; 3) административные процедуры и их
использование; 4) управление и использование коммунальной собственности; 5)
налоговое регулирование; 6) контрольные функции.
Кратко остановимся на некоторых из них.
Что касается первой группы, т.е. законодательных возможностей, то
хотелось бы напомнить, что акты местных органов управления и самоуправления
согласно ст. 3 Гражданского кодекса прямо отнесены к актам гражданского
законодательства, т.е. регулирующим экономические отношения. На самом деле
местные органы сегодня, с одной стороны, имеют, казалось бы, не так много
возможностей, но с другой стороны, они определяют развитие территорий,
принимают решения о размещении производительных сил, в известной мере
регулируют отношения собственности, распоряжения коммунальной собственностью, в
том числе ее приватизация, сдача в аренду, и отдельные, к сожалению, негативные
решения, направленные на ограничение движения товаров на своей территории и др.
Наглядным примером этому может служить организация исполнения Указа
Президента РБ от 7 февраля 2006 г. № 74 «О совершенствовании порядка
определения размера арендной платы на земельные участки, находящиеся в
государственной собственности», которым установлено, что базовые ставки
ежегодной арендной платы на земельные участки определяются местными
исполнительными и распорядительными органами, исходя из кадастровой стоимости
этих участков с применением коэффициентов в зависимости от их целевого
назначения (п. 1 Указа). Некоторые исполкомы (Минский и Гомельский
горисполкомы), по Могилевской области пока обращений к нам не поступало, поняли
это как сигнал к увеличению ставок арендной платы в 5 – 10 раз. В результате у
ряда предприятий возникли вопросы целесообразности аренды и экономической
деятельности вообще.
Организационно-технические возможности означают, что местные органы
через них определяют механизмы воздействия на развитие малого и среднего
бизнеса, используя присущие им методы. Это и программы поддержки малого
предпринимательства, и создание советов и комиссий по предпринимательству и
т.д. Однако среди этих возможностей хотелось бы выделить те, которые направлены
на создание надлежащих материально-технических условий для развития предпринимательства.
И здесь имеются ввиду, прежде всего, не помощь в финансировании, а создание
субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, помощь в обучении
предпринимателей и некоторые другие меры. Речь идет о мерах по снижению затрат
на инвестиционные проекты, осуществляемые предпринимателями. Для этого
необходимо не только упрощение порядка предоставления земельных участков для
создания производственной базы, оформления проектно-сметной документации и
разрешений на строительство объектов малого предпринимательства, но и
пересмотреть решения местных органов по платежам на развитие инфраструктуры
городов, сетей и т.д.. Важную роль местные органы могли бы сыграть в подготовке
«площадок», своего рода инкубаторов, для малого и среднего бизнеса. Сегодня, к
сожалению, роль местных органов ограничивается зачастую тем, что они могут
выделить земельный участок, разрешить строительство либо продать или сдать в
аренду помещение. А дальше с неизбежностью возникают проблемы не только
обустройства собственного дела, но различные сборы с них, в том числе на
развитие инфраструктуры, возложение обязанностей по подключению к различным
сетям не только своего предприятия, но и «помощь» в этом другим субъектам,
особенно населению и бюджетным учреждениям. И это в самом начале бизнеса, когда
он еще не встал на ноги! Много ли сегодня найдем в нашей стране таких богатых?
В Германии, например, подходят совершенно по-другому. Местные власти
идут на большие затраты на подготовку площадок с подведением всех необходимых
коммуникаций и после этого приглашают инвесторов, которым выделяют готовые
земельные участки. В г.Риза на месте бывшего металлургического комбината
действует целый ряд высокотехнологических предприятий, отправляющих свою
продукцию на экспорт в десятки стран мира, приносящих городу немалую выгоду в
виде платежей в бюджет, арендной платы и занятости населения. Конечно, наши
местные власти могут возразить: где взять деньги? Это творческая работа!
В практике работы местных органов той же Германии используются и такие
формы работы как, например, создание регионального агентства по инвестициям,
которое организует работу по привлечению инвестиций в приоритетные отрасли. Для
этого местные администрации совместно с учеными и специалистами определяют
приоритеты, в основном инновационного характера, определяют меры стимулирования
инвестиций в эти отрасли. Эти меры касаются не только, как принято считать,
налоговые льготы, но и выделение земельных участков, дотирование до 30%
инвестиционных проектов и т.д.
У нас же, к сожалению, приоритетные направления определяются через
повышенные задания, т.е. как директивы, а то и покруче – через введение
дополнительных налогов как, например, на услуги.
Одна из проблем, которая может способствовать значительному росту
инвестиций – рациональное использование коммунальной собственности. В той же
Германии, к примеру, организации коммунального обслуживания, электро- и
теплоснабжения уже выступают не в форме коммунальных унитарных предприятий, а в
форме хозяйственных обществ, где есть и доля местных органов, и доля других
инвесторов. К сожалению, наше законодательство содержит ограничения на участие
государственных органов и органов местного управления и самоуправления в
хозяйственных обществах (согласно п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса они не вправе выступать
участниками таких обществ, если иное не установлено
законодательством). Однако иное как раз законодательством установлено, например, для приватизации. Кроме
того, если местный Совет, акты которого
относятся к актам гражданского законодательства, примет подобное решение в отношении коммунальной собственности,
то, представляется, оно будет вполне
легитимным.
Одна из точек
приложения, на наш взгляд, может быть в жилищно-коммунальном хозяйстве. Вспомним, у нас есть постановление Правительства
от 17 января 2003 г. №45 « О мерах по
повышению эффективности эксплуатации жилищного
фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг»,
согласно которому в жилых домах,
насчитывающих 70 и более процентов квартир, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, должен
быть определен порядок управления
недвижимым имуществом совместных домовладений и обеспечено создание товариществ собственников с завершением
этой работы в 2007 году. Практика
показала, что создаваемые товарищества собственников могут и зачастую
предпочитают при надлежащей организации обслуживаться не государственными ЖЭС,
а специально создаваемыми негосударственными организациями, которые в ряде случаев успешно действуют даже в условиях
дотаций государства на содержание
жилищного фонда. Представляется также, что передача таких функций от государства частным структурам может
способствовать сокращению расходов, а, следовательно, и дотаций.
Для улучшения
инвестиционного климата в регионе не нужно принимать специальных нормативных
актов и идти на большие затраты денежных средств. Повторюсь, мы считаем весьма
важным резервом в этом плане – устранение излишних административных барьеров в
развитии предпринимательства. Для многих предпринимателей трудно преодолеть
барьеры не только на этапах регистрации, лицензирования, сертификации и т.д.,
но и в ходе получения различных разрешений и согласований. Поэтому роль местных
органов трудно переоценить. Ведь большинство служб, имеющих отношение к
административным процедурам, им подведомственно. Конечно же, необходимы
изменения в республиканском законодательстве, упрощающие либо сокращающие
указанные процедуры. Но в ряде случаев достаточно добиться просто четкого
исполнения имеющихся норм.
Конечно, в кратком
выступлении трудно назвать и раскрыть все возможности по привлечению
инвестиций. Однако полагаю, что даже то, что названо, подтверждает, что такие
возможности есть и их необходимо эффективно использовать. Для этого необходимо
перестроить формы и методы, отношение к работе, четко определить цели этой
работы!