Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Курс на инновации?

…включите стимулы

 

Доля малых инновационных предприятий в Беларуси фактических находится в пределах статистической погрешности — около 1,2% от общего числа малых предприятий (МП), тогда как за рубежом этот показатель равняется 20-40%. При этом количество таких организаций за последние 10 лет сократилось в стране в два с лишним раза, а число работников на них — в 3,5 раза. Такие данные были озвучены на заседании Совета по развитию предпринимательства в РБ, в ходе которого обсуждались проблемы инновационного бизнеса в стране. По состоянию на сентябрь 2005г. работало всего 260 малых инновационных предприятий с общей численностью 1700 человек.

 

Развитию инновационного предпринимательства в стране препятствует целый ряд причин. Главные из них — несовершенство законодательства в сфере малого инновационного бизнеса, отсутствие у него должных экономических стимулов работы в этой сфере и финансовых механизмов обеспечения такой деятельности, неразвитость инновационной инфраструктуры. В стране не создана нормативно-правовая база, которая бы стимулировала на инновации МП, отмечали участники заседания Совета. В действующем законодательстве полностью отсутствуют понятия, связанные с инновационным предпринимательством. Вместе с тем бизнес в научной и научно-технической сферах имеет свои особенности: он гораздо сложнее и рискованнее, а на ранних стадиях своего становления является более затратным и менее прибыльным, чем другие виды бизнеса.

Современные инновационные разработки требуют значительных финансовых вложений. Однако доступ к банковским ресурсам у инновационных предприятий ограничен не в меньшей степени, чем у остальных предпринимателей. Так, одним из основных условий предоставления банковского кредита является передача банку в залог материальных активов предприятия-заемщика, как правило, основных средств предприятия, оцененных по остаточной стоимости. Однако величина стоимости залога при этом должна значительно превосходить сумму запрашиваемого кредита. По мнению экспертов Совета по развитию предпринимательства, даже с учетом ежегодно проводимой переоценки основных фондов предприятий остаточная стоимость имеющегося у МП в собственности оборудования крайне мала для того, чтобы претендовать на получение значимых по величине банковских кредитов.

Стоимость материальных активов (производственных зданий, технологического оборудования, транспорта и т.д.) предприятий, в том числе и малых, в развитых странах составляет всего 10-15% (в некоторых случаях 3-5%) их рыночной капитализации. Вся остальная стоимость складывается из их нематериальных активов — «ноу-хау», технологий, изобретений, патентов, опытных образцов, торговой марки и т.д. Такой подход к финансовой оценке предприятий позволяет им получать кредитные банковские и другие финансовые ресурсы для инновационного развития в необходимых размерах.

Кроме того, в Беларуси пока не разработаны и не внедрена в практику внебанковская финансовая поддержка: стартовые, гарантийные и венчурные фонды, учреждаемые с участием государства и способные обеспечить субъектам малого инновационного предпринимательства необходимые инвестиции. Средства, которые выделяются местными органами власти в рамках программы господдержки малого предпринимательства, доступны инновационным предприятиям только на общих основаниях. Действующее налоговое законодательство также не оказывает стимулирующего воздействия на развитие инновационной деятельности малых предприятий. Так, в себестоимости выпускаемой наукоемкой продукции существующей системой налогообложения практически не учитывается значительная по величине интеллектуальная составляющая стоимости инновационного продукта, поэтому, например, большую часть заработанной платы высококвалифицированному научному и инженерно-техническому персоналу предприятиям приходится платить из своей прибыли.

Дорогостоящие маркетинговые усилия предприятий по продвижению инновационного продукта на рынок также во внимание налоговым законодательством не принимаются. Значительные финансовые затраты на маркетинг в соответствии с существующим положением не могут быть отнесены на себестоимость инновационной продукции. Снижение себестоимости продукции за счет внедрения в ее производство новых научно-технических разработок при прочих равных условиях влечет за собой увеличение налогов на добавленную стоимость и прибыль.

Таким образом, получается, что наиболее эффективно работающие инновационные предприятия несут и самую большую налоговую нагрузку. Малые инновационные предприятия не имеют и каких-либо правовых преимуществ при покупке в собственность выставленных на аукцион арендуемых ими производственных помещений. Поэтому сколь угодно перспективное инновационное предприятие с блестящим инженерно-техническим персоналом может на законных основаниях легко лишиться своего рабочего помещения в случае победы на аукционе другой, например, торговой фирмы, решившей расположить в приглянувшемся ей помещении склад.

Все это, безусловно, снижает экономический интерес предпринимателей к организации сложных инновационных производств, способных выпускать новые наукоемкие, высокотехнологичные товары, ориентированные на экспорт и импортозамещение, не стимулирует перетока финансовых средств из торговой предпринимательской деятельности в производственную.

К слову, переход страны на инновационный путь развития предусматривает Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2020г. Поставлена задача усилить участие государства в создании и развитии объектов инновационной инфраструктуры, содействовать развитию малых форм инновационного предпринимательства. Однако для того чтобы повысить активность субъектов малого и среднего бизнеса, вывести эту сферу из пределов статистической ошибки, государству потребуется решить целый комплекс задач, считают эксперты Совета по развитию предпринимательства.

 

Дмитрий ЕРМАК