Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Европа ждет белорусскую мебель

2018 09 13 Форум на сайт

Отечественная мебельная индустрия может существенно нарастить экспорт продукции в ЕС. Как это сделать — 13 сентября в Минске обсудили участники бизнес-форума «Состояние и перспективы внешнеэкономической деятельности предприятий деревообрабатывающей и мебельной промышленности Республики Беларусь».

Польша как пример для подражания

«Республика Польша стала лидером по объемам поставок мебели на рынок Германии. Для мебельщиков Беларуси это повод подумать, как получить свой кусок пирога», — заявил консультант Всеобщего союза германской торговли продукцией деревообработки Клаус Геке, выступая 13 сентября на бизнес-форуме в Минске, организованном Бизнес союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН).

По данным спикера, годовой объем поставок польской мебели в Германию достиг 3,27 млрд евро, практически сравнявшись с импортом аналогичной продукции из Китая (3,28 млрд евро). Для сравнения: в прошлом году по всей Беларуси было произведено мебели лишь на 0,5 млрд долларов.

При правильном подходе отечественные мебельщики могут кратко увеличить объемы и производства и экспорта, ведь рынок мебели ЕС огромен: он формирует примерно половину всего мирового рынка данной продукции. В Германии годовой оборот мебельной индустрии превышает 20 млрд евро, в Италии — 19 млрд, в Великобритании — около 8 млрд.

Впрочем, одновременно Клаус Геке предостерег наши компании от попыток продвигать мебель под собственным брендом. По мнению спикера, шансы на успех при таком подходе близки к нулю. Европейские потребители консервативны, отдают предпочтение известным торговым маркам, тогда как расходы на продвижение и раскрутку нового для региона бренда могу оказаться неподъемными для компаний.

Аутсорсинг — лучший вариант

Немецкий эксперт рекомендует выходить на рынок в формате производственного аутсорсинга. Это может быть как выпуск мебели под уже известными на Западе торговыми марками, так и вхождение в производственные цепочки западных производителей. К слову, на мебельные компоненты сегодня приходится порядка 11 % оборота в мебельной индустрии ЕС.

Перспективно сотрудничество с торговыми сетями, той же IKEA, годовой оборот которой составляет более 20 млрд евро. Либо можно пробовать искать партнеров среди кооперативных структур, как правило, объединяющих несколько компаний. На подобные консорциумы сейчас приходится около 60 % продаж.

Леса хватает

Европейские потребители не ограничивают свои требования только в части качества мебели и все чаще запрашиваются экологические сертификаты FSC (Forest Stewardship Council) и PEFC (Programme for the Endorsement of Forest Certification schemes), подтверждающие сбалансированное и неистощаемое лесопользование. Беларусь — одна из немногих стран мира, где объемы изымаемой древесины меньше ее прироста. Ежегодный прирост древесины в наших лесах оценивается в 31 млн куб. м, тогда как, по данным «Беллесбумпрома» заготовили ее в прошлом году 22,5 млн куб. м. Получение отечественным лесопромышленным комплексом упомянутых сертификатов могло бы существенно увеличить экспортный потенциал белорусской мебельной индустрии.

Зам председателя концерна «Беллесбумпром» Михаил Касько уверен, что у отрасли есть все, чтобы сделать рывок в производстве и экспорте мебели. За пять лет объемы ее выпуска уже увеличились на 36 %. Сейчас мебель формирует почти треть экспорта всех товаров лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Хорошей сырьевой базой являются отечественная плитная продукция. В первом полугодии в стране выпущено 14,1 млн усл. кв. м ДВП, 217 усл. куб. м ДСП и 151,3 тыс. куб. м фанеры. Обнадеживает и активность частного бизнеса в этом секторе экономики.

Шанс для субподрядчиков

Крупный немецкий производственный холдинг Lolipol решил не дожидаться, когда белорусы наладят аутсорсинговое производство компонентов или готовой мебели и решил инвестировать в создание собственной фабрики по производству мягкой мебели в Беларуси. Благо компания накопила определенный опыт в создании активов за пределами Германии, в том числе в Польше и Румынии.

Как рассказал технический директор Polipol-Gruppe Андре Исаак, уже в октябре новое производство заработает в Ивацевичах. При этом в ближайшие пару лет там намерены производить до 400 мягких гарнитуров в сутки. Немцы вложили в проект около 2 млн евро и намерены инвестировать еще примерно 20 млн, чтобы построить самую современную фабрика среди тех, которые уже имеются у холдинга.

Сто процентов продукции фабрики будут реализовываться на рынках Западной Европы, прежде всего Германии. Появление нового производства в Беларуси открывает хорошие перспективы для поставщиков материалов и комплектующих. «Мы заинтересованы, чтобы субподрядчики фабрики были не из Польши, а из Беларуси», — заверил Андре Исаак.

Потенциал высок

Директор и сопредседатель БСПН Жанна Тарасевич признала ряд факторов, которые затрудняют выход белорусских компаний на рынки Европы, в том числе отметила пошлины, относительно высокую фискальную нагрузку и достаточно дорогие энергоресурсы (по крайней мере в сравнении с Россией). Тем не менее потенциал для развития экспорта остается высоким. Его раскрытие во многом будет зависеть от дизайнов и технологов, создающих товар с определенными потребительскими свойствами, а также от маркетологов, понимающих, кому можно продать товар по выгодной цене.

Материалы форума в облаке

Вторая часть конференции состоится 26 сентбяря